Факультет информационных и библиотечных технологий

Контактная информация:
Адрес: г. Кемерово, ул. Спортивная, 91, корпус №2, третий этаж, каб. 328
E-mail: iibt@kemguki.ru
Телефон: 8 (3842) 35-84-31
Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/club170963618
Режим работы:
Понедельник - четверг 8:30-17:15
Пятница 8:30-16:00
Обеденный перерыв 13:00-13:30

Тараненко Любовь Геннадиевна

и.о. декана факультета информационных и библиотечных технологий, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникаций, доктор педагогических наук, доцент.

Регламентирующие документы

Заместитель декана по учебно-воспитательной работе: Малышева Елена Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент

Заместитель декана по работе со студентами заочной формы обучения: Паршина Елена Анатольевна

Председатель совета факультета: Тараненко Любовь Геннадиевна, доктор педагогических наук, доцент

Секретарь совета факультета: Леонидова Галина Федоровна, доцент

Председатель учебно-методического совета: Меркулова Альмира Шевкетовна, кандидат педагогических наук, доцент

Сотрудники деканата:

Документовед: Паршина Елена Анатольевна, магистр музеологии.


Направление подготовки:

  • 51.03.03 «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр)

  • 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» (бакалавр)

  • 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность (магистр)



Профили подготовки:

  • Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем (51.03.03)
  • Информационно-аналитическая деятельность (51.03.03)

  • Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования

  • Организация управления электронными документами (46.03.02)

  • Профиль подготовки: Теория и методология информационно-аналитической деятельности (51.04.06)

Возникновение и развитие


История становления и развития факультета с момента его создания неразрывно связана с именем Стаса Андреевича Сбитнева, его первого преподавателя, а затем первого профессора, первого заведующего специальной кафедры. Научные и учебно-методические труды С.А. Сбитнева, идеолога и организатора подготовки библиотекарей широко известны библиотечно-информационным специалистам России и за ее пределами. Под его руководством на факультете проведены многие научные исследования в области информационно-библиотечной деятельности и подготовки кадров. В этот период получило широкое развитие дипломное проектирование выпускников факультета, сложилась система отбора наиболее талантливых студентов для научной и преподавательской деятельности.


В 1974 году из состава деканата библиотечного факультета был выделен самостоятельный заочный деканат. Деканат очного отделения в разные периоды возглавляли – Т.Н. Жаворонков, кандидат исторических наук, доцент (1969-1970 г.), А.В. Циркин, кандидат исторических наук, доцент (1976-1995), В.А. Кошкар-Оол, кандидат педагогических наук, доцент (1995-1997), Н.И. Колкова, кандидат педагогических наук, доцент (1997-2001), Г.М. Брагина, кандидат педагогических наук, доцент (2001-2007), О.И. Алдохина, кандидат педагогических наук, доцент (2007-2016), Ю.В. Жегульская, кандидат педагогических наук, доцент (2017-2019), Л.Г. Тараненко, доктор педагогических наук, доцент (2019 г. и.о. декана по настоящее время). Деканат заочного отделения – А.В. Циркин, кандидат исторических наук, доцент (1976-1984), В.Т. Сбитнев, кандидат педагогических наук, доцент (1984-1992), Г.И. Сбитнева, кандидат педагогических наук, доцент. Большой вклад в развитие факультета внесли его первые деканы – Т.Н. Жаворонков, А.В. Циркин, Р.С. Шиков.


Тимофей Николаевич Жаворонков, кандидат исторических наук, доцент, был первым деканом библиотечного факультета и факультета культурно-просветительской работы – в период с 1969 по 1970 год. В это время закладывались основы организации учебного процесса, разрабатывались учебные планы и программы учебных дисциплин, стали формироваться студенческие традиции.


С 1970 по 1969 год деканом библиотечного факультета был Алексей Васильевич Циркин, кандидат исторических наук, доцент (позднее – доктор исторических наук, профессор, действенный член СО РАН).


Рудольф Сергеевич Шиков, кандидат исторических наук, доцент возглавлял деканат очного отделения библиотечного факультета с 1976 по 1995 год.


Много сил и внимания развитие факультету уделяли заведующие кафедрами: С.А. Сбитнев, Н.И. Колкова, Г.Н. Бурцева, Г.И. Сбитнева, Л.И. Рудич, М.В. Целикова, Е.В. Мартынова, Л.М. Туева, О.Н. Морева, И.С. Пилко, И.Л. Скипор.


В первое десятилетие на факультете шла интенсивная работа по научно-методическому обеспечению учебного процесса, создавались и оснащались оборудованием учебные лаборатории и кабинеты, устанавливались деловые связи с ведущими вузами страны. В 1980-е годы осуществлялась углубленная подготовка библиотечных специалистов; введены специализации по типам библиотек и отраслевым комплексам литературы, в том числе уникальная для тех лет специальность «Автоматизированные библиотечные системы».


С 1994 года приоритетным направлением на факультете стала технологическая подготовка выпускников, призванная удовлетворить потребности современного общества в специалистах по разработке и внедрению новых информационных технологий. Важной вехой в развитии факультета явилось введение в 1994 году новой межотраслевой специальности - «Информационные системы», переименованной в 2000 году в специальность «Прикладная информатика».


С 2001 года факультет осуществляет интенсивную научно-исследовательскую работу по созданию следующего поколения образовательного стандарта высшего профессионального образования по новой специальности «Библиотечно-информационная деятельность».


В связи с утверждением в 2003 году ГОС ВПО по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификации «технолог автоматизированных информационных ресурсов». Поскольку на факультет была возложена обязанность разработать учебно-методическое обеспечение для вузов культуры всей страны, преподаватели в данный период времени создали комплект типовых учебных программ для данной квалификации.


В 2004 году факультет освоил новые для своего времени специализации «Деловые коммуникации» (подготовка библиотечных менеджеров по деловым связям и рекламе) и «Технология формирования информационной культуры личности» (подготовка библиотекарей-библиографов, преподавателей информационной культуры).


В связи с преобразованием факультета в институт в 2007 году приоритетными направлениями его учебной, научно-исследовательской, воспитательной деятельности стали: повышения качества профессионального образования на основе внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий; ориентация процессов обучения на профессиональную мотивацию студентов; интеграцию образовательной, научной и воспитательной деятельности преподавателей. Переход страны на уровневую систему образования в 2011 году предопределил необходимость набора и подготовки обучающихся по следующим направлениям: «Прикладная информатика», профиль подготовки «Информационная сфера», степень «бакалавр»; «Библиотечно-информационная деятельность», профили подготовки «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», степень бакалавр; «Теория и методология информационно-аналитической деятельности», степень «магистр». С 2011 года преподаватели института информационных и библиотечных технологий разработали значительное количество учебно-методических комплексов для разных уровней образования. В это время педагоги и студенты активно осваивали «Электронную образовательную среду» КемГУКИ, ориентированную на самостоятельную работу обучающихся.

Первоначальное наименование факультета - библиотечный. Библиотечный факультет был открыт в 1969 году вместе с открытием Кемеровского государственного института культуры.

В 1994 году библиотечный факультет преобразован в факультет информационных технологий. В связи с изменениями в организационной структуре вуза, в 2011 году переименован в институт информационных и библиотечных технологий, в 2017 году переименован в факультет информационных и библиотечных технологий.


Структура факультета:

  1. Деканат

  2. Совет факультета

  3. Учебно-методический совет факультета

  4. Кафедра технологии автоматизированной обработки информации

  5. Кафедра технологии документальных коммуникаций


Профессорско-преподавательский состав факультета:

На кафедрах факультета трудятся  22 высококвалифицированных научно-педагогических работников, которые имеют базовое высшее профессиональное образование, соответствующее профилю реализуемых профессиональных образовательных программ, в том числе: 

  • 2 доктора наук

  • 17 кандидатов наук

Среди них обладатели почётных званий:

  • «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»

  • «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»

  • Академик Международной академии наук высшей школы

  • Академик Международной академии информатизации


Направления деятельности факультета:

Учебная и учебно-методическая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Воспитательная деятельность

Профориентационная деятельность

Взаимодействие с партнерами и работодателями

Учебные и учебно-научные подразделения факультета активно участвуют в разработке новых, перспективных и совершенствовании реализуемых профессиональных образовательных программ и учебных планов; обеспечивают организацию образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, нормативными актами государственных органов управления образованием и культурой, а также действующими в вузе локальными актами.

Основным содержанием учебной и учебно-методической работы на факультете информационных и библиотечных технологий является координация и контроль учебной и методической работы кафедр факультета с целью совершенствования подготовки кадров по направлениям подготовки факультета.

Для координации учебно-методической деятельности на факультете функционирует учебно-методический совет факультета, призванный обеспечить реализацию на кафедрах факультета решений в области учебно-методической работы. Учебно-методический совет факультета вносит свои предложения по ее усовершенствованию, разрабатывает и рекомендует к внедрению конкретные предложения по совершенствованию учебного процесса на кафедрах.

Деятельность факультета по направлению «Учебная и учебно-методическая работа» направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава и включает:

  • составление проектов новых учебных рабочих планов направлений подготовки, расширение спектра и обновление содержания основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых кафедрами факультета;

  • формирование единой стратегии проектирования, разработки и сопровождения методического обеспечения процесса реализации образовательных программ;

  • внедрение в образовательный процесс результатов научно-методических исследований, новых педагогических и информационных технологий обучения;

  • обеспечение соответствия образовательного процесса по образовательным программам для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в части разработки методического обеспечения для формирования адаптированной образовательной среды.

Особое внимание уделяется качеству методического обеспечения руководства всеми видами практики и самостоятельной работой студентов; повышению квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей и учебно-вспомогательного персонала факультета; итоговой государственной аттестации выпускников; внедрению в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий; совершенствованию методического обеспечения преподаваемых учебных дисциплин и подготовке учебно-методических изданий.

Организована систематическая работа по осуществлению мониторинга качества реализуемых образовательных программ и подготовки выпускников; по изучению, обобщению и использованию опыта ведущих преподавателей и учебно-творческих коллективов факультета; по развитию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Кузбасса, других регионов Сибирского федерального округа и России, трансферту образовательных и творческих достижений; по изучению ситуации на региональных и субрегиональных рынках труда и образовательных услуг, а также её влияния на запросы заказчиков и непосредственных потребителей указанных услуг.

Факультет информационных и библиотечных технологий обладает развитым научным потенциалом и постоянно совершенствует формы и методы научно-исследовательской работы в направлении наиболее полного учета потребностей учебного процесса.

Приоритетными задачами факультета по направлению «Научно-исследовательская деятельность» являются:

  • вовлечение научно-педагогических работников, аспирантов, студентов в научно-исследовательскую деятельность факультета;

  • обогащение учебного процесса результатами новейших научных исследований;

  • практическое ознакомление студентов факультета с правилами организации и проведения научных исследований путем привлечения к научной-исследовательской работе;

  • повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;

  • актуализация образовательных программ посредством внедрения современных результатов НИР в учебные программы дисциплин и практик;

  • создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов и вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность;

  • воспитание у студентов творческого отношения к своей будущей профессии через вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность, повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов.

Научно-исследовательская деятельность на факультете осуществляется по следующим основным направлениям: 
  • информатизация учреждений информационной, социальной и социально-культурной сфер;

  • совершенствование системы подготовки библиотечных и информационных кадров, ориентированных на работу в условиях автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей;

  • проектирование, создание, эксплуатация и оценка качества электронных информационных ресурсов;

  • лингвистическое обеспечение автоматизированных информационных и библиотечных систем;

  • разработка концепции формирования информационной культуры    личности как важнейшего фактора успешного вхождения в информационное общество и общество знаний;

  • информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  • технологическое обеспечение библиотечного производства;

  • работа библиотек с детьми и подростками;

  • кадровая политика библиотек;

  • библиотечное краеведение в электронной среде и др.

На факультете созданы и функционируют научные школы под руководством профессора Н.И. Гендиной (Информационная культура личности; Лингвистическое обеспечение); профессора Н.И. Колковой, доцента И.Л. Скипор (Создание электронных информационных ресурсов). Научные направления, заложенные   профессором И.С. Пилко (Библиотечные и информационные технологии, Инновационные образовательные технологии), реализуются сегодня ее учениками – доцентами: Л.Г. Тараненко, О.В. Дворовенко, С.В. Савкиной.

С 1996 года на факультете ведется подготовка аспирантов и соискателей по научной специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (Отрасль – 05.25.00 «Документальная информация»).  Научно-педагогические работники факультета осуществляют руководство исследовательской работой аспирантов (соискателей) и научное консультирование докторантов; участвуют в проведении научной экспертизы представленных диссертаций и выступают по ним в качестве официальных оппонентов; осуществляют научное редактирование и рецензирование монографий, научных сборников и статей; принимают активное участие в подготовке и проведении научных (научно-практических) конференций, теоретических (методологических) семинаров и круглых столов международного, всероссийского, межрегионального, регионального, межвузовского и вузовского уровней.

Воспитательная работа на факультете информационных и библиотечных технологий является частью системы воспитательной работы института, целью которой является содействие творческому самовыражению и самореализации студентов, преподавателей и сотрудников вуза, а также формированию у них гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций.

Основными направлениями воспитательной деятельности студентов факультета информационных и библиотечных технологий являются: учебно-воспитательная работа, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, профессионально-трудовое воспитание, а также работа по адаптации первокурсников, работа со студентами в общежитии, профориентационная, спортивно-оздоровительная и культурно-массовая работа.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом образовательной деятельности факультета и осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеурочное время.

Широкое использование в учебном процессе факультета получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, дискуссионные площадки, конкурсы, викторины, олимпиады, круглые столы.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, участия студентов в научно-исследовательских конференциях, научных чтениях, встречах с работодателями, мастер-классах и т.п.

Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения «Недели факультета».

В течение года на факультете проводятся традиционные мероприятия «Посвящение в студенты», «Неделя ФИБТ», организуется посещение музеев и выставок.

Воспитательная работа, организованная на факультете, способствует творческому самовыражению и самореализации студентов, успешному их профессиональному становлению.

Основой эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности факультета информационных и библиотечных технологий является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных школ (лицеев, гимназий), образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Профориентационная работа на факультете информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института ведется под координацией Совета по профориентации КемГИК.

Факультет информационных и библиотечных технологий регулярно организует и проводит «Дни открытых дверей» с профориентационными мастер-классами и конкурсами. Традиционным для факультета стало проведение региональных профориентационных творческих конкурсов: электронных презентаций «Читай, твори, будь ярким!», по поиску информации «Лоцманы Интернета», электронных документов «Жизнь замечательных документов».

Факультет тесно сотрудничает с учреждениями информационно-библиотечной и социально-культурной сферы Кузбасса и Российской Федерации. Среди его партнеров: 

  • Государственная Публичная научно-техническая библиотека

  • Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН

  • Институт вычислительной техники Сибирского отделения академии наук

  • Кемеровская областная универсальная научная библиотека им. В.Д. Федорова

  • Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

  • Кемеровская областная библиотека для детей и юношества и др. 

Нашими давними партнерами являются библиотечные ассоциации. Доцент Л.Г. Тараненко является постоянным членом секции РБА 09/10 Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования.

Сотрудничая с Некоммерческим библиотечным партнерством "Кузбасские библиотеки" (НБП "Кузбасские библиотеки"), педагоги факультета активно участвуют в его ежегодных сессиях. Педагоги факультета ежегодно входят в состав жюри Межведомственного конкурса профессионального творчества «Книгиня».

Факультет по праву гордится своими выпускниками. Среди них:

  • Шесть докторов наук (Н.И. Гендина, Г.Ф. Гордукалова, В.И. Грачев, И.С. Пилко, Г.Б. Паршукова, Л.Г. Тараненко)

  • Более сорока кандидатов наук, работающих в Кемеровском, Санкт-Петербургском, Орловском, Краснодарском, Алтайском и других вузах культуры.


Количество студентов по специальностям и направлениям подготовки:

В 2019–2020 учебном году на факультете обучается 305 студентов.