Юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова отметили в Чанчуньском педагогическом университете (г. Чанчунь, КНР)

14–18 октября 2019 года в Российском культурно-образовательном центре Чанчуньского педагогического университета (г. Чанчунь, КНР) проведена неделя углубленного изучения языка и стиля великого русского поэта, писателя, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова.
Тема мероприятия - «Дорога в Россию М. Ю. Лермонтова» - выбрана неслучайно. Она отражает ностальгическое нравственное чувство, которым наполнено творчество М. Ю. Лермонтова.
В рамках реализуемой программы «Русский патриотический текст» обращение к наследию М. Ю. Лермонтова имеет исключительное значение. Понимание главного морального чувства – любви к Родине – позволяет приблизиться к романтическим переживаниям лирического героя и услышать уникальную интонацию истерзанной сомнениями души.
Студенты институтов музыки и изящных искусств Чанчуньского педагогического университета в ходе мероприятия открывали для себя творчество М. Ю. Лермонтова, поскольку восприятие его художественного вклада в культурное пространство Китая все еще сохраняет свою актуальность.
Студенты постигали новый мир русских переживаний и удивлялись красоте и силе языка.
Методология языкового образования этой поэтической недели оказалась предопределена реализацией двух взаимосвязанных аспектов: этнопсихолингвистического и историко-культурологического.
Этнопсихолингвистическое направление позволило представить исследование патриотических эмоций в сопоставительном соотношении двух языковых сознаний – русского и китайского, столь близких по своим настроениям.
Историко-культурологическое – привело к изучению известных и новых исторических контекстов, объясняющих языковое выражение индивидуальных поэтических образов русской культуры.
Теоретическое направление лингвистической семантики, используемое при работе студентов с лермонтовскими патриотическими текстами, – отечественная школа языковой прагматики – помогла представить модели нормативных и авторских идиом, включая конструкции современной русской речи.
Лингвокультурологический анализ русских текстов, хорошо известный студентам, использовался впервые для исследования патриотических слоев лермонтовских текстов, что привело к постижению многих исторических и культурных реалий России.
Так, анализ важного патриотического текста М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) раскрыл перед студентами атмосферу этого ключевого события русской истории в лексическом материале военного дискурса XIX века.
Живописное полотно «Парус» (1841), поданное в интернациональном освещении, познакомило студентов с творчеством великого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, фоностилистическими особенностями лермонтовского поэтического языка и русской морской терминологией.
Музыкальный рефлекс – романс Елизаветы Сергеевны Шашиной «Выхожу один я на дорогу» (1861) в исполнении Ивана Козловского и Анны Герман – приблизил студентов к музыкальной культуре России в ее идеальном звучании.
В продуктивной речи студентов, осознавших красоту и величие лермонтовских строк, появилось новая пропозиция: «Я люблю Лермонтова!»
Разработку и проведение Лермонтовской недели исследования русских патриотических текстов в Российском культурно-образовательном центре Чанчуньского педагогического университета обеспечили А. Г. Антипов (д.ф.н., проф.) и Лу Хунмэй (д.и.н.).